Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.usfeu.ru/handle/123456789/12912
Название: Таксационная характеристика защитных лесных полос вдоль железной дороги Екатеринбург – Каменск-Уральский
Другие названия: Taxation characteristics of protective forest belts along the railroad Yekaterinburg – Kamensk-Uralsky
Авторы: Уразова, А. Ф.
Нагимов, В. З.
Уразов, П. Н.
Дата публикации: 2024
2024
Издатель: УГЛТУ
Библиографическое описание: Уразова, А. Ф. Таксационная характеристика защитных лесных полос вдоль железной дороги Екатеринбург – Каменск-Уральский = Taxation characteristics of protective forest belts along the railroad Yekaterinburg – Kamensk-Uralsky / А. Ф. Уразова, В. З. Нагимов, П. Н. Уразов. – Текст : электронный // Леса России и хозяйство в них. – 2024. – № 1 (88). – С. 101–111. DOI: 10.51318/FRET.2023.88.1.010.
Аннотация: Защитные лесные полосы вдоль дорог создаются для борьбы с негативными природными явлениями: снежными и песчаными заносами, сильными ветрами, водной и ветровой эрозией. Полезные функции защитных насаждений во многом определяются их количественными и качественными характеристиками. Поэтому эффективность работ по созданию и эксплуатации защитных лесных полос во многом зависит от степени изученности таксационной структуры, состояния и защитно-мелиоративных свойств функционирующих в полосе отвода железных дорог защитных насаждений. Цель – получение таксационной характеристики древостоев ЗЛП, созданных вдоль железнодорожной линии Екатеринбург – Каменск-Уральский, необходимой для оценки их состояния и защитного потенциала. Задачи – определение конструктивных характеристик ЗЛП; перечислительная таксация древостоев ЗЛП с определением их основных таксационных показателей; сравнительная оценка роста древостоев различных пород. Объекты и методы. Объектом исследований явились искусственно созданные ЗЛП различных конструкций, разного возраста и породного состава, произрастающие в полосе отвода Свердловской железной дороги на участке Екатеринбург – Каменск-Уральский. В ЗЛП закладывались пробные площади (ПП) с учетом теоретических положений лесной таксации. На ПП проводился сплошной перечет деревьев отдельно по породам и ступеням толщины. Таксационные показатели модельных деревьев и древостоев определялись в соответствии с общепринятыми в лесотаксационной практике методами, запас древостоев – по таблицам объемов, а относительная полнота – по стандартной таблице С. В. Соколова. Результаты. В настоящее время полосы с преобладанием в составе хвойных пород (сосны и лиственницы) относятся к категории средневозрастных, а с преобладанием лиственных (березы и тополя) – спелых и перестойных. Древостои тополевых и березовых ЗЛП достигли возраста, после которого их защитные функции начинают утрачиваться. Исследуемые лесные полосы представлены высокобонитетными (Iа–II классы бонитета) насаждениями. Это свисетельствует об их высоком защитно-мелиоративном потенциале, который может быть реализован улучшением санитарного состояния и поддержанием соответствующей конструкции полос. Защитная высота лесных полос зависит от биоэкологических особенностей преобладающих в составе их насаждений древесных пород. В одинаковых эколого-ценотических условиях в молодом возрасте (примерно до 70 лет) преимущество по высоте имеют древостои быстрорастущего тополя. В более старших возрастах оно переходит к березе и хвойным породам. Выводы. Большинство ЗЛП, произрастающих в полосе отвода Свердловской железной дороги на участке Екатеринбург – Каменск-Уральский, были созданы в прошлом веке в период с 1937 по 1957 гг. В настоящее время полосы с преобладанием в составе древостоев хвойных пород (сосны и лиственницы) относятся к категории средневозрастных, а с преобладанием лиственных (березы и тополя) – спелых и перестойных. Последние достигли возраста, после которого защитные функции насаждений начинают утрачиваться.
Protective forest strips along roads are created to combat negative natural phenomena: snow and sand drifts, strong winds, water and wind erosion. Useful functions of protective plantations are largely determined by their quantitative and qualitative characteristics. Therefore, the effi ciency of works on creation and operation of protective forest belts largely depends on the degree of study of the taxation structure, condition and protective and meliorative properties of protective plantations functioning in the railroad right-of-way. The aim is to obtain the taxation characteristics of forest stands created along the railway line between Yekaterinburg and Kamensk-Uralsky, which are necessary for estimating their condition and protective potential. Objectives – the defi nition of structural characteristics of HFL; enumerative taxation of forest stands of HFL with the defi nition of their main taxation indicators; a comparative assessment of the growth of stands of diff erent species. Objects and methods. The object of studies were artifi cially created TLD of various designs, diff erent age and species composition growing on the right-of-way of the Sverdlovsk Railway at the site of Yekaterinburg – Kamensk-Uralsky. Sample plots (SP) were laid out in the FWL, taking into account theoretical provisions of forest taxation. A complete count of trees was carried out separately by species and thickness stages. Taxation indicators of the model trees and stands were determined in accordance with the methods generally accepted in the forest taxation practice. The stand stock was determined according to volume tables, and the relative completeness was determined according to the standard table by S.V. Sokolov. Results. At present, stands with a predominance of conifers (pine and larch) belong to the category of medium-aged, and with a predominance of deciduous (birch and poplar) – mature and overmature. Forest stands of poplar and birch HMAs have reached an age after which their protective functions begin to be lost. The investigated forest belts are represented by high bonitet (Ia–II classes of bonitet) plantations. This indicates their high protective and ameliorative potential, which can be realized by improving the sanitary condition and maintaining an appropriate design of the strips. The protective height of forest strips depends on the bio-ecological features of the tree species prevailing in their plantations. Under the same ecological and cenotic conditions at a young age (up to about 70 years), stands of fast-growing poplar trees have a height advantage. At older ages it goes to the birch and conifers. Conclusions. The majority of deadwood growing on the right-of-way of Sverdlovsk railroad on a site Yekaterinburg – Kamensk-Uralsky, were created in the last century in the period from 1937 to 1957. Now the strips with a predominance in the stand of coniferous species (pine and larch) belong to the category of middle-aged, and with a predominance of deciduous (birch and poplar) – mature and overmature. The latter have reached an age after which the protective functions of plantations begin to be lost.
Ключевые слова: ЗАЩИТНЫЕ ЛЕСНЫЕ ПОЛОСЫ
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
ПРОБНЫЕ ПЛОЩАДИ
КЛАСС БОНИТЕТА
ВОЗРАСТ
ГУСТОТА И ЗАЩИТНАЯ ВЫСОТА ДРЕВОСТОЕВ
PROTECTIVE FOREST BELTS
RAILROADS
SAMPLE AREAS
BONITET CLASS
AGE
DENSITY AND PROTECTIVE HEIGHT OF STANDS
URI: https://elar.usfeu.ru/handle/123456789/12912
DOI: 10.51318/FRET.2023.88.1.010
Источники: Леса России и хозяйство в них. — 2024. — Вып. 1 (88)
Располагается в коллекциях:Леса России и хозяйство в них: журнал научных трудов

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
LR_1_24_10.pdf1,1 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.